
Содержание
Содержание_______________________________________________ 3
Паспорт программы________________________________________ 4-6
Введение__________________________________________________7
Общие положения__________________________________________8
Сущность, цель, задачи и принципы воспитательной работы в Актюбинском
государственном университете им. К.Жубанова_________________ 9-11
Содержание основных направлений воспитания_________________11-16
Структура воспитательной работы в АГУ им.К.Жубанова_________16-18
Главные условия совершенствования воспитательного процесса___19-26
Механизмы реализации Программы воспитательной работы в АГУ
им. К.Жубанова________________________________________________26-27
Показатели эффективности воспитательной работы в университет__27-28
Ожидаемые результаты от реализации Программы_______________28-29
Заключение________________________________________________ 29
Паспорт программы
Наименование |
Программа воспитательной работы в Актюбинском государственном университете имени К.Жубанова на 2011-2013 годы |
Основание для разработки |
· Законы Республики Казахстан: «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», «О государственных символах Республики Казахстан», «О языках в Республике Казахстан» и другие нормативные документы; |
Разработчик |
Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова |
Цель Программы |
Цель – совершенствование и усиление внимания к проблемам воспитания студенческой молодежи Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова, согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания молодежи по патриотическому и духовно-нравственному, эстетическому, трудовому и интеллектуальному развитию, формированию достойного поколения преемников богатого культурного наследия.
|
Задачи Программы |
- содействие пониманию педагогическим коллективом социальной значимости и перспективности воспитания подрастающего поколения; - концентрация интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализацию задач воспитания; - создание открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у молодежи потребности быть самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения и умеющей взять на себя ведущую роль в организации досуговой, учебной деятельности и регулировании взаимоотношений в различных социальных группах; - создание условий повышения социальной компетентности и ответственности подрастающего поколения за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие; - создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения молодежи окружающему миру, обществу, природе; - создание условий для профессионального становления и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни.
|
Срок реализации |
2011-2013 |
Ожидаемые результаты |
- в ходе реализации Программы будут созданы условия организации воспитательной работы в университете для реализации поставленных целей и задач по направлениям; - будут сконцентрированы интеллектуальные, организационно-педагогические, экономические, методические ресурсы для формирования и развития личности студента Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова; - будет обеспечено взаимодействие, координирующее работу всех структурных подразделений университета по реализации механизмов воспитательной работы; - будут обеспечены условия для самореализации и саморазвитию позитивных мотиваций молодежи к участию в общественной и культурной жизни университета, бережного отношения к окружающей среде; - будет обеспечена система воспитания казахстанского патриотизма и духовно-нравственной культуры студенческой молодежи университета; - будет определено качество воспитательной работы АГУ им. К.Жубанова на основе системы менеджмента качества.
|
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально-экономические реалии, новые достижения во внешнеэкономических и политических отношениях, новые требования и необходимость выработки новой идеологии общества ставят перед высшим образованием новые задачи в подготовке специалистов.
Социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, находят отражение в важнейших документах системы образования.
Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки республики Казахстан, органов управления образованием субъектов, образовательных учреждений всех типов и видов.
Опираясь на фундаментальные ценности, вузовский коллектив Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова ставит своей целью формирование воспитательной среды и становится для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодежным центром. Центральным направлением воспитательной работы является новая идеология – ценностная ориентация молодежи на достижения своей страны. Как приоритетные ценности выделяются индивидуальное саморазвитие, успешная самореализация и самоопределение.
Программа воспитательной работы в Актюбинском государственном университете имени К.Жубанова обеспечивает формирование личности студента в духе времени на основе гуманистических ценностей. Ставит задачи по духовно-нравственному, эстетическому, спортивно-оздоровительному развитию молодежи в плане реализации стратегического развития «Казахстан-2030».
Общие положения
Программа воспитательной работы в Актюбинском государственном университете имени К.Жубанова – документ, представляющий стратегические цели и основные направления воспитательной работы в университете на 2012-2013 годы и отражающий содержание, последовательность, средства и сроки их реализации.
Программа воспитательной работы вуза ориентирована на выполнение главных задач системы образования страны по созданию необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, сохранения культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность и укрепление здоровья.
Программа воспитательной работы в университете определяет сущность, основные направления организации воспитательной работы на современном этапе. В ней отражены основные концептуальные подходы, содержащиеся в Комплексной программе воспитания в организациях Республики Казахстан, Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, ориентированных на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение многомерности и интегративного учебного и воспитательного процессов. В программе отражены ежегодное Послание Президента Республики народу Казахстана, Государственная программа патриотического воспитания молодежи Республики Казахстан и др.
Программа отражает направленность государственной политики в области образования на целостность воспитания обучающегося как гражданина Республики Казахстан и обеспечение его конституционных прав.
Главной целью Программы является – совершенствование и усиление внимания к проблемам воспитания студенческой молодежи Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова, согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания молодежи по патриотическому и духовно-нравственному, эстетическому, трудовому и интеллектуальному развитию, формированию достойного поколения преемников богатого культурного наследия.
Сущность, цель и задачи, принципы программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова
Воспитание – целенаправленный и содержательный процесс формирования, развития личности студента. Содержание воспитания определяется его целями и задачами, которые закономерно зависят от содержания и направленности общественного развития.
Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.
Содержание воспитания обеспечивает становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических, культурных ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Процесс воспитания в университете идет по двум направлениям:
· через учебный процесс - во время аудиторных занятий;
· через внеаудиторную работу - в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.
Сегодня целесообразно определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение обучающихся в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности:
• Познавательная;
• Ценностно-ориентированная;
• Художественная;
• Общественная;
• Трудовая;
• Спортивная;
• Свободное общение.
Вместе с тем в рамках социально-ролевого подхода к воспитанию человек является компонентом множества социальных систем: семьи, коллектива, профессиональной группы, этноса, общества и др. Поэтому содержание воспитания соотносится с системой ценностных отношений: к себе, к своей семье, к учебному заведению, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля.
Воспитательная работа в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова представляет процесс управления различной деятельностью и общением студентов в соответствии с целевыми установками учебной, научно-исследовательской, трудовой, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной ее составляющими.
Цель и задачи воспитания
Цель воспитания - создание в системе высшего и послевузовского образования оптимальных условий для становления, развития и самореализации студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
Задачи воспитания:
- Совершенствование воспитательной системы в АГУ им. К.Жубанова, содействие пониманию обществом социальной значимости и перспективности воспитания подрастающего поколения, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности;
- Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям на основе концентрации интеллектуальных, организационно-педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов для реализации задач воспитания;
- Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности студенческой молодежи за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;
- Создание условий открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у молодежи потребности быть самостоятельной личностью, принимающей ответственные решения и умеющей взять на себя ведущую роль в организации деятельности и регулировании взаимоотношений в различных социальных группах;
- Создание условий для освоения молодежью мировой и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры своего и других народов Казахстана;
- Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании.
Принципы организации воспитательного процесса
Принцип учета закономерностей и особенностей возрастного развития студенческой молодежи, сензитивности к самосознанию, самосовершенствованию, самореализации.
Принцип культуросообразности - утверждает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях, строиться в соответствии с традициями и нормами национальной культуры и региональными особенностями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип целенаправленности включает ясность целевой установки на каждом этапе развития, точный учет коллективных потребностей, правильный выбор главных видов воспитательной деятельности.
Принцип гуманистической направленности предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех ее сущностных сил, признание ее свободы и социальных прав; отношение педагога к обучающимся и воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип этничности - предусматривает формирование культурообразующей среды, способствующей расцвету общенациональной культуры на основе единения этнических культур, достижение гражданского согласия и гармонии, общественных отношений. Организация деятельности субъектов на сохранение этнокультурной идентичности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры, вовлечения в сферу духовной жизни, охватывающую традиции, язык, психический склад и этническое сознание.
Принцип системности и преемственности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования предполагает всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, профессионального и общекультурного роста.
Принцип демократизации предполагает систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого. Он также предполагает взаимосвязь, взаимообусловленность входящих в структуру системы педагогического руководства, самоуправления, со управления и саморегуляции. Воспитание студентов в духе свободы, личного достоинства.
Содержание основных направлений воспитания
Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач, можно выделить следующие направления воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическая, правовая культура и поликультурность
должна формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, социальную и религиозную толерантность, основанные на гуманизме, любви и уважении к языку, истории и обычаям казахского народа, сохранении и развитии его лучших традиций, изучении, приятии и освоении культур других народов Казахстана. Особенное значение в современных условиях приобретает формирование правосознания воспитанников, готовности противостоять негативным проявлениям в студенческой среде.
В этом виде воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, поликультурное направления воспитания. В основе поликультурного воспитания лежит Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.
Особое место должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, истории обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.
Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.
Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.
Гражданско-правовое образование в вузе является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, и обеспечивает тесную взаимосвязь высшего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов лучших личностных черт и качеств. Воспитание таких жизненно важных черт как доброта, любовь к родной земле, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, доброжелательность к людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, чувство собственного достоинства, справедливость, этические нормы поведения в семье и в обществе.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности у студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Показателями уровня патриотического воспитания студентов являются их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
Формирование правосознания студента - сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося казахского общества. Чтобы эффективно управлять процессом формирования правосознания студенческой молодежи, система гражданско-правового воспитания студентов в университете должна охватывать весь период их обучения.
Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник университета осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважительное отношение к старшим, любовь к семье и др.
В условиях демократизации казахского общества большое значение имеет формирование поликультурной личности, ориентированной на познание своей традиции, ценностное отношение и уважение к культуре других народов, умение строить отношения с людьми, основанных на взаимном доверии и признания ценностей, особенностей национальной и общечеловеческой культуры.
Духовно-нравственная культура
предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. Воспитание и развитие у студентов высокой нравственной культуры казахстанского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.
Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную казахстанскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинства, ответственности перед народом и высокая личная культура.
Интеллигентность является мерой культуры и воспитанности человека.
Подлинно культурный человек - это свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (обал, канагат, сауап, добро, любовь, добродетельность, и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Экологическая культура
предполагает становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: бережное обращение к природе и охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране. Экологическая культура предусматривает организацию трудового и профессионально-творческого воспитания.
Трудовое воспитание формирует у молодежи умения и навыки, упорство в достижении цели, осуществляет самообслуживание, добросовестное, ответственное и творческое отношения к разным видам трудовой и учебной деятельности. В процессе труда вырабатывается умение работать в коллективе, команде; доводить начатое дело до конца, умения человека самостоятельно, активно и ответственно действовать, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, максимализируя их подлинный эффект, т.е. созидать новое производство и общество.
В этом направлении интегрированы профессионально-творческое и трудовое, экологическое воспитание, формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей.
В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в вузе важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. Ориентированно - трудовое воспитание студентов является в университете специально организованным и контролируемым процессом приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанным с экономическим, экологическим воспитанием и воспитанием профессиональной этики.
Эстетическая культура
предполагает формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к прекрасному миру. Воспитание студенческой молодежи через художественную и музыкальную культуру, через приобщение к мировым достижениям культуры, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному мышлению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нем в собственной творческой деятельности, умению жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития.
Эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества.
В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию их содержания и сущности через приобщение студента к миру искусства во всех его проявлениях, что можно рассматривать в качестве показателей эффективности воспитательной деятельности в данной сфере. В качестве критериев формирования эстетического сознания можно выделить: наличие идеальных базовых образцов высокого искусства, понимание различных видов искусства, умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня.
Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни
ставит своей целью формирование здорового образа жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость необходимых для эффективной профессиональной деятельности. В его составляющие входит профилактическое образование. Формирование здорового образа жизни должно осуществляться как в процессе просветительской работы, дающей представление о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека, так и путем непосредственного привлечения воспитанников к занятиям различными видами спорта.
В развитии личности студента большое место занимает работа над собой. Физическое воспитание дает результаты только при активном стремлении студента к самовоспитанию и совершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки. Регулярное участие в спортивно-массовых мероприятиях в течение всего периода обучения способствует формированию и закреплению таких важных профессиональных качеств, как общая выносливость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, инициативность, коммуникабельность. Личностные свойства, приобретенные на спортивных соревнованиях, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и спортивно значимые качества влияют на формирование эстетических представлений и потребностей студента в здоровом образе жизни.
Физическое воспитание нацелено не только на формирование телесного здоровья, но и психологического равновесия обучающегося, способствующее формированию физической культуры личности.
Развитие интеллектуальной культуры
предполагает развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности. При воспитании интеллектуальной культуры развивается уровень конкурентоспособности выпускника, поэтому вуз должен сформировать у каждого студента:
- систему глубоких знаний в соответствии со стандартом образования;
- высокую нравственность и этику учебной деятельности;
- высокий уровень интеллектуального профессионального развития личности;
- осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
- активный интерес к новым научным достижениям;
- аналитические и рационализаторские способности, пытливость ума в использовании полученных знаний и совершенствование навыков оперирования мыслительной деятельностью.
Воспитание в университете - целенаправленный процесс, представляющий собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Процесс воспитания осуществляется непрерывно как во время учебных занятий, так и во внеаудиторное время.
Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, сила университетской традиции, гуманистический характер университетской атмосферы. Кроме того, воспитательный процесс осуществляется силами специальных университетских структур через систему соответствующих мероприятий.
Структура воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К. Жубанова
Система воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова строится на основе работы взаимосвязанных структурных подразделений, обеспечивающие организационные и содержательные элементы, представляющих основные направления по формированию личности студента как активного участника общественной жизни страны.
Организационная структура воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К. Жубанова представляет взаимодействие субъектов и объектов воспитательного процесса, обеспечивающее функционирование и выполнения всеми подразделениями поставленных задач и достижения цели. Структурные подразделения вуза являются субъектами воспитательной работы:
- Ректор;
- проректор по ВР и СЭВ;
- управление по воспитательной работе;
- декан факультета;
- совет кураторов;
- совет по профилактике правонарушений;
- кураторы учебных групп;
- студенты и студенческие группы;
- старостат;
- комитет по делам молодежи (Дворец культуры молодежи, служба безопасности);
- специалисты комитета по делам молодежи (факультетов);
- профсоюзный комитет (трудовой коллектив вуза);
- члены профсоюзного комитета на факультетах;
- студсовет общежития;
- студенческое самоуправление (на факультетах);
- художественный совет;
- спортклуб;
- английский клуб;
- юридическая клиника «Фемида»;
- школа правовых знаний (на базе юридического факультета);
- дебатный клуб «Тарлан»;
- КВН клуб;
- клуб «Молодых акынов» (на базе историко-филологического факультета);
- штаб студенческого трудового отряда;
- кружок художественной самодеятельности;
- студенческий театр;
- творческие коллективы.
Объектом воспитательной работы Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова являются:
- отношения, возникающие между субъектами воспитательного процесса в целом;
- человеческие качества, личностные особенности, определяющие качественные характеристики и направления всей системы воспитания в университете.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Актюбинский государственный университет имени К.Жубанова

ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основами системы воспитания являются гуманизация и гуманитаризация образования, демократизация университетской жизни, развитие системы вне учебной работы со студентами и студенческого самоуправления.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования
Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией научные средства для обеспечения гуманизации.
Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения вузовского гуманитарного воспитания студентов возможны, если будут выполнены следующие требования:
- повышена гуманистическая направленность преподавания всех дисциплин учебного плана;
- утвержден индивидуальный подход к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;
- повышена роль воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов системы студенческого самоуправления на всех уровнях, особенно на уровне академической группы университета.
Гуманитаризация высшего технического и послевузовского образования не может быть чем-то внешним, не включенным в общий и целостный учебно- воспитательный процесс. Она должна внутренне пронизывать процесс обучения и воспитания личности и осуществляться на основе целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур университета: кафедр, управленческих и организационных подразделений, преподавателей и студентов.
Составными элементами системы гуманитаризации образования в университете являются:
- преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;
- развитие демократичности методов общения со студентами, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности, воссоздание и развитие научных школ выдающихся ученых и педагогов;
- расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур, преодоление отчужденности студенчества от участия в формировании новой учебно-воспитательной политики.
Большая роль в процессе гуманизации высшего технического и послевузовского образования принадлежит преподавателю-воспитателю, воспитывающая и развивающая функции которого становятся ведущими по отношению к таким его основным функциям, как обучающая, информационная и контролирующая.
Гуманизация и гуманитаризация образования будут способствовать формированию у будущих специалистов более полной картины мира, что соотносится с общей целью образования и воспитания культурного человека.
Демократизация университетской жизни
Демократизация университетской жизни предполагает развитие такой системы отношений между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, которая основана на постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и ответственности всех субъектов управления университетом (администрации, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов). Она означает децентрализацию властных полномочий университетской администрации, усиление выборных начал и в идеале превращение университета в «самоуправляющуюся» систему.
Успех демократизации внутривузовского управления зависит, в первую очередь, от осознания каждым коллективом необходимости демократических преобразований в современном вузе.
Демократизация внутривузовского управления, в первую очередь, понимается как процесс становления, функционирования и развития подлинно демократических отношений между руководителями, педагогами и студентами в системе студенческого самоуправления. В этом ближайшая цель демократизации.
Дальнейшая же цель демократизации внутривузовского управления в оптимальном функционировании педагогического процесса, в достижении максимально возможных для конкретных условий результатов обучения, воспитания и развития, обучающихся в университете.
Демократизация обеспечивает организационное, мотивационное, волевое, психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Только в условиях демократизации возможно становление у студентов таких жизненно важных качеств, как способность к ответственному и осознанному выбору, самостоятельность, состязательность и инициатива.
Демократизация - главнейшее условие воспитания у молодых людей навыков участия в управлении, включающее со управление и самоуправление в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуг
К важнейшим условиям реализации программы воспитания в университете можно отнести следующие:
- ориентацию на конкретный конечный результат воспитательных усилий;
- оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах и в других подразделениях университета;
- эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе;
- включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации;
- опору на творческую активность студенческих коллективов.
Участие студентов в общественной деятельности университета создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей. Обеспечивает разностороннее развитие и самореализацию личности, способствует приобретению организаторских и управленческих навыков.
Развитие вне учебной воспитательной работы в университете осуществляется по следующим основным направлениям:
- привлечение студентов к научно-исследовательской работе;
- организация досуга студентов, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- адаптация студентов младших курсов к учебному процессу; воспитательная работа в общежитиях;
- формирование здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения в молодежной среде;
- патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
Организация досуга студентов
Основными средствами культурного и духовно-нравственного воспитания студентов являются широкое привлечение студентов к активным занятиям художественной самодеятельностью, знакомство с различными видами и жанрами искусств. В университете активно работает комитет по делам молодежи. В них студенты объединяются по интересам и имеют возможность самореализации творческого развития личности.
Проведение масштабных культурно-массовых мероприятий («День знаний», «День университета», «День Независимости РК», «День пожилых людей», «Студенческая весна», «Чемпионат КВН» и др.) способствует формированию высокого уровня нравственной культуры личности, воспитанию гражданственности и патриотизма, сохранению и преумножению историко-культурных традиций университета.
Большое внимание уделяется формированию способности к восприятию и пониманию художественных произведений, проявлению интереса к миру искусства посредством коллективных посещений театров, музеев, выставок, проведения творческих вечеров, встреч, концертов известных деятелей культуры области и региона.
Спортивные организации как институт воспитания всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Физическое воспитание в университете ведется по двум направлениям: физкультурно-массовая и спортивная работа. Вовлечение студентов и сотрудников в систематические занятия физкультурой и спортом нацелено не только на формирование здоровья, но и на здоровый образ жизни. В АГУ им. К.Жубанова работает большое количество спортивных объединений, клубов, секций по различным видам спорта, ежегодно поддерживаются новые спортивные направления.
В университете проводятся массовые соревнования, посвященные Дню университета, Дню защитников Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, в которых имеют возможность принять участие все студенты. Массовые спортивные соревнования способствуют укреплению межфакультетских связей, формированию корпоративного духа университета.
В последние годы особое внимание уделяется физкультурно-массовой работе, поэтому спортивные соревнования проводятся на всех уровнях: первенства академической группы, курса, факультета, спартакиады факультетов, общежития, товарищеские встречи с командами других вузов, организаций и др.
Адаптация студентов младших курсов к учебному процессу
Важная и ответственная роль в воспитании студентов отводится кураторам академических групп 1-2-х курсов, задачей которых является формирование студенческого коллектива, обеспечение эффективной адаптации студентов в вузе, условий реализации моральной и материальной защищенности студентов, соблюдения их прав и выполнения ими своих обязанностей.
Содержание работы и обязанности куратора академической группы формируются на основе профессиональной, духовно-нравственной и культурно-творческой направленности обучения и воспитания, индивидуального подхода, демократического и гуманистического стиля общения и включают:
- изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей и индивидуальных особенностей;
- планирование программы воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов, помощь студентам в избрании старосты группы, а также представителей студенческого коллектива в факультетские и вузовские органы студенческого самоуправления (в студенческие профсоюзные, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации);
- изучение социально-психологического климата в студенческой группе, выявление и анализ причин возникновения той или иной ситуации, создание условий для стимулирования комфортности, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;
- обеспечение воспитательной деятельности посредством участия в групповых, факультетских и вузовских воспитательных мероприятиях.
Куратор академической группы совместно с активом факультета, комитетом по делам молодежи осуществляет всю внеаудиторную работу со студентами по всем направлениям воспитания.
В последние годы большое внимание в АГУ им. К.Жубанова уделяется организационно-методическому обеспечению работы куратора. Планируется ежегодное проведение смотра-конкурса, позволяющего выявить и поощрить лучших кураторов факультетов университета. Проведение конкурса способствует выявлению и распространению в университете положительного опыта работы кураторов. С целью обмена опытом, ознакомления с постановкой кураторской работы в других вузах, теоретическими основами воспитательной работы ежегодно проводится методический семинар «Школа куратора». Кроме того, с целью повышения квалификационного уровня кураторов академических групп планируется разработать и реализовать программу курсов повышения квалификации.
Дальнейшее развитие института кураторства приобретает особое значение в условиях включения Казахстана в Болонский процесс. Обращение к опыту зарубежных вузов подтверждает необходимость взаимодействия преподавателей со студентами, оказания им непосредственной помощи в адаптации к социальным условиям, становлении собственной жизненной позиции, поиске направлений и возможностей для своей образовательной и общественной деятельности. Институт кураторства, созданный практически со дня основания вуза, обеспечит преемственность методов работы преподавателей со студентами при переходе к новой системе обучения.
Воспитательная работа в общежитии
Наиболее сложно адаптация происходит у студентов младших курсов проживающих в общежитии. Ведь эти молодые люди вынуждены адаптироваться не только к новым условиям обучения, но и к новым жилищно-бытовым условиям.
Совет кураторов, Комитет по делам молодежи университета обеспечивает реализацию воспитательных задач по всем направлениям воспитательной деятельности, а именно:
- развитие творческих способностей студентов, организация досуга;
- формирование студенческого актива общежития, органов студенческого самоуправления;
- координация работы студенческого совета общежития;
- помощь студенческому активу общежития в проведении культурно- массовых и спортивных мероприятий;
- воспитание бережного отношения к имуществу, воспитание чистоплотности;
- содействие выполнению студентами правил внутреннего распорядка общежития, правил техники безопасности;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
- изучение и анализ психологической атмосферы в общежитии, выявление причин неблагополучия морального климата, стимулирование духа взаимопомощи и сотрудничества;
- изучение и распространение положительного опыта по организации воспитательной работы в общежитии.
Большое внимание в общежитии уделяется культурно-нравственному воспитанию студентов. В течение учебного года проводятся творческие мероприятия, посвященные праздничным датам, памятным событиям в истории Казахстана, университета. В общежитии работают творческие и спортивные клубы, кружки. Формированию здорового образа жизни способствуют лекции и беседы, проводимые специалистами, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Развитие системы студенческого самоуправления в общежитии способствует воспитанию у студентов лидерских качеств, творческих способностей, умения работать в команде. Студенческий совет общежития, являясь общественным органом самоуправления, создается для широкого привлечения студентов к подготовке и проведению мероприятий, направленных на улучшение воспитательной, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы, организации досуга, утверждения нравственных норм и правил, здорового образа жизни, оказания помощи руководству общежития в улучшении жилищных условий и бытового обслуживания. При студенческом совете формируются комиссии: по организации досуга и культурно-массовой работе, информационно- оформительская, физкультурно-оздоровительная и спортивная, по профилактике правонарушений, жилищно-бытовая, санитарно- гигиеническая.
Формирование здорового образа жизни
Основным направлением работы, способствующим отвлечению студентов от негативного поведения, является организация досуга студента, раскрытие и реализация личностных творческих способностей, привлечение его к участию в научной, спортивной жизни университета, художественной самодеятельности.
Кроме того, в университете проводятся специальные профилактические мероприятия: беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, лекции по пропаганде здорового образа жизни, индивидуальная работа со студентами. Организовано сотрудничество с областным центром профилактики СПИД и областным наркотическим диспансером по профилактике социально-значимых заболеваний. Ухудшение ситуации по заражению ВИЧ-инфекцией в регионе влечет необходимость проведения мероприятий, направленных на профилактику заражения СПИДом. Ежегодно проводятся лекции, «круглые столы», выставки плакатов по данной тематике для студентов и сотрудников, ведущих воспитательную работу (КДМ, кураторы групп, студенческая поликлиника).
В студенческой среде распространяется информация об организациях, способных оказать психологическую, медицинскую помощь при возникновении критических ситуаций.
Регулярно проводится мониторинг студенческого мнения по отношению к здоровому образу жизни, наркомании, СПИДу, на основании которого проводится корректировка стратегических целей профилактической работы и планирование мероприятий. С целью координации работы всех подразделений представляется необходимым разработать программу мероприятий по первичной профилактике наркомании, алкоголизма, курения.
Ежегодно осуществляется оздоровление студентов. При планировании оздоровления на факультетах необходимо особое внимание уделяется студентам, состоящим на диспансерном учете в поликлиниках.
Развитие студенческого самоуправления
Формирование студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.
Студенческое самоуправление - инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в университете и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.
Под системой студенческого самоуправления в университете понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и в организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные взаимодействующие органы студенческого самоуправления академических групп, факультетов, общежития, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.
Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать коллективам академических групп, структуру управления в которой определяют сами члены коллектива, добиваясь активного участия каждого в системе студенческого самоуправления в группе.
Наиболее эффективными являются организации студенческого самоуправления на факультетах (студенческие деканаты, студсоветы, старостаты, спортивные и художественные советы и т.д.), которые избираются на общих собраниях членов общественных организаций факультетов и координируют направления вне учебной работы по профилю своей деятельности в тесной взаимосвязи с комитетом по делам молодежи.
Студенческий совет общежития является общественным органом, организующим работу по самообслуживанию общежития, координирующий культурно-массовую, спортивно-оздоровительную и воспитательную работу общежития.
Комитет по делам молодежи и профсоюзный комитет участвует в системе студенческого самоуправления университета через своих представителей (активистов). Деятельность студенческой секции КДМ и профсоюзного актива осуществляется по направлениям:
- культурно-массовая и спортивная работа;
- организационно-массовая работа;
- социально-правовая и информационная работа;
- работа по жилищно-бытовому направлению;
- контроль над организацией качества питания в столовых и буфетах университета;
- работа по трудоустройству студентов.
Сегодня самоуправление студентов в силу самых объективных обстоятельств социальной жизни это выражение интересов самоорганизации студентов, интересы которых нуждаются в адекватном статусном определении и социально-правовой защите. В этом состоит новый смысл студенческого самоуправления в вузе.
Главными задачами системы студенческого самоуправления могут быть:
1) формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебе, общественной деятельности;
2) формирование в коллективе активной жизненной позиции, навыков в управлении делами на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни;
3) воспитание у студентов чувства хозяина в своем университете, уважение к Казахстанским законам, нормам нравственности и правилам общежития;
4) оказание помощи администрации, профессорско-преподавательскому составу в организации и совершенствовании учебно-воспитательного процесса (через современный и всесторонний анализ качества знаний студентов, причин низкой успеваемости, последующее принятие конкретных мер по результатам анализа и устранение этих причин);
5) организация системы контроля над учебной дисциплиной, своевременное применение мер общественного и дисциплинарного воздействия к нарушителям;
6) организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности, студенческого коллектива;
7) активизация деятельности общественных организаций в университете.
Студенческое самоуправление - один из средств подготовки активных граждан жизни правового и демократического общества, поэтому развитое студенческое самоуправление в АГУ им. К.Жубанова имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.
Механизмы реализации Программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова
Реализация Программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова строится в соответствии с ресурсным обеспечением, в комплексе следующих компонентов:
- нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы – законодательные документы, нормативные акты, Концепции, Положения, регулирующие образовательную и воспитательную деятельность вуза;
- психолого-педагогическое и методическое обеспечение предполагает разработку комплекса программ, методических пособий, указаний по организации и проведению воспитательной работы в вузе с учетом особенностей, интересов и склонностей студенческой молодежи в рамках многообразия педагогических форм и средств воспитания;
- информационно-познавательное обеспечение осуществляется через средства массовой информации, использование информационных технологий, Интернет ресурсов;
- организационно-управленческое обеспечение предусматривает проектирование и планирование воспитательной работы, координирует работу субъектов воспитательной работы всех структурных подразделений;
В современных условиях определяются следующие пути совершенствования воспитательной работы в университете:
- создание системы по повышению квалификации организаторов воспитательной работы;
- разработка планов, программ, проектов по отдельным направлениям воспитательной деятельности;
- информационное обеспечение воспитательной деятельности: организация выставок, проведение тематических радио и телевизионных программ, размещение информации на Интернет-сайтах;
- изучение состояния социально-психологического климата в студенческих коллективах, анализ статистики асоциальных явлений в студенческой среде, правонарушений и других антигуманных явлений;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта, разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы со студентами.
Показатели эффективности воспитательной работы в университете
При оценке результатов состояния воспитательной работы на факультете целесообразно рассматривать следующие показатели:
- глубокое и прочное усвоение знаний;
- умение применять полученные знания, принципы и убеждения в повседневной жизни, учебной, научно-исследовательской, общественно-политической и трудовой деятельности;
- уровень учебной и трудовой дисциплины студенческих коллективов;
- степень овладения специализацией, уровень организации и практического использования результатов реального проектирования студентов;
- степень участия студентов в научных исследованиях и разработках;
- уровень нравственной культуры студентов;
- уровень морально-психологической атмосферы в студенческих коллективах, отсутствие правонарушений и аморальных поступков.
В практике организации воспитательной работы показателями эффективности ее организации могут быть:
1) оперативность факультетского коллектива в совершенствовании учебно- воспитательного процесса;
2) содержательность проводимых воспитательных мероприятий;
3) уровень факультетской организации вне учебной воспитательной работы;
4) наличие анализа и информации по результатам воспитательного процесса;
5) повышение квалификации организаторов воспитательной работы.
6) организация обратной связи «выпускник-вуз»;
7) степень участия в управлении учебно-воспитательным процессом и его совершенствованием профсоюзной организации и других органов студенческого самоуправления;
8) уровень участия в организации и совершенствовании воспитательной работы выпускающих кафедр.
Показателями эффективности социального развития личности студента являются:
- инициативное и творческое стремление к достижению общественно значимого результата в профессиональной и гражданской активности;
- умение подходить к оценке общественных явлений с четких гуманистических и демократических позиций;
- определение личностью своих перспектив, выработка собственной долгосрочной, стратегической жизненной программы, выбор конкретного идеала, жизненной цели, основных путей и нравственных принципов ее достижения;
- степень осознания единства с реальным общественным бытием, сопричастность к созиданию нового Казахстанского общества;
- внутреннее осознание долга, наличие внутренней системы - тех норм сознания, поведения, деятельности, которые позволяют регулировать направленность жизнедеятельности в соответствии с избранной жизненной программой, принципами и интересами; стремление отдавать приоритет общественному содержанию в структуре внутреннего долга; ответственное отношение к обязанностям, своему общественному долгу, призванию и назначению;
- отражение деловых качеств, как - единство слова и дела: умения доводить до конца начатое дело; выработка системы познавательных и творческих способностей, самостоятельность и продуктивность; гармоническое единство в проявлении профессионального мастерства, научно-исследовательских, педагогических и организаторских способностей;
- умение устанавливать нормальные взаимоотношения с членами коллектива; способность отстаивать до конца принципиальную общественно значимую позицию; способность к критике и самокритике;
- активность личности в основных позициях: общественно-политических, профессионально-трудовых и нравственно-культурных, степень активности и результативность;
- уровень самовоспитания, характеризуемый самопознанием и самооценкой, самоорганизацией, самоконтролем и саморегуляцией, самодеятельностью и самоутверждением.
Все перечисленные показатели, эффективности развития личности каждого выпускника вуза, позволяют определить эффективность воспитательной работы в университете.
Ожидаемые результаты от реализации программы
В ходе реализации Программы воспитательной работы в Актюбинском государственном университете имени Кудайбергена Жубанова:
- будут созданы условия организации воспитательной работы в университете для реализации поставленных целей и задач по направлениям на основе осознания приоритетности и значимости воспитания, необходимости закрепления его статуса в обществе;
- будут сконцентрированы интеллектуальные, организационно-педагогические, экономические, методические ресурсы для формирования и развития личности студента Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова;
- будет обеспечено взаимодействие, координирующее работу всех структурных подразделений университета по реализации механизмов воспитательной работы, обеспечивающие непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования и непосредственное участие самих студентов;
- будут созданы условия для самореализации и саморазвитию позитивных мотиваций молодежи к участию в общественной и культурной жизни университета, бережного отношения к окружающей среде, стимулирующие самостоятельность и активность студенческой молодежи;
- будет отлажена система воспитания казахстанского патриотизма и духовно-нравственной культуры студенческой молодежи университета на основе формирования уважительного отношения к символам государства, как Герб, Флаг, Гимн РК и бережного отношения к культурно-историческому наследию Казахстана, нравственным ценностям и повысится доля молодежи, считающая себя патриотом;
- будут утверждены здоровый образ жизни посредством проводимых плановых мероприятий по его разъяснению и пропаганде, и проведению спортивно-оздоровительных мероприятий с участием молодежи;
- будет поднят уровень духовности и нравственности студенческого общества через проведение научных конференций, съездов, дискуссий и круглых столов;
- обеспечена оценка качества воспитательной работы АГУ им. К.Жубанова на основе системы мониторинга оценки.
Заключение
Данная программа призвана решать задачи по активизации, совершенствованию и систематизации воспитательной работы в университете, определяющая, что воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу, ученым университета. Преподаватель всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и вне учебной деятельности.
В Программе воспитательной работы Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова уделяется формам и методам практической деятельности по формированию патриотичной, духовно-нравственной и интеллектуально, физически развитой личности. В программе воспитательной работы вуза предусмотрено формирование потребности и способности к самоутверждению личности студента и социально-значимых и индивидуальных качеств, позволяющих развитию активной жизненной позиции и способствующих умению решать профессиональные, социально-адаптивные задачи и чувствовать ответственность за судьбу своей страны.